Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html
Доступная среда

Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Центральная городская детская библиотека им. Ю. Гагарина

 

 

 

 

«Надежда»

 

 

Программа по работе с детьми-инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

2015-2018 гг.

 

 

 

 

 

г. Лениногорск

 

Утверждаю:

                                                                                                                           директор МБУ «ЦБС»

                                                                                                                           МО «ЛМР» РТ

                                                                                                                          Хайруллина Л.Х.

________________

 

Наименование Программы

«Надежда». Программа работы центральной городской детской библиотеки им. Ю. Гагарина с детьми-инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее программа).

Основание разработки Программы

ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». ФЗ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». ФЗ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Конвенция ООН «Конвенция о правах ребенка». ФЗ № 78-ФЗ «О библиотечном деле». ФЗ № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». ФЗ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». ФЗ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Законов РТ «О библиотеках и библиотечном деле». «Об обязательном бесплатном экземпляре документов РТ».

Сроки реализации Программы

2015-2018 гг.

Ожидаемые конечные результаты

Создание условий для интеграции детей данной категории в общество; умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории; накопление опыта в работе с семьями, имеющими детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличение числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в различную досуговую деятельность библиотеки; удовлетворение информационных и культурно-досуговых потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; создание привлекательного и позитивного имиджа библиотеки.

Основные исполнители Программы

Коллектив ЦГДБ, представители, работающие в системе профилактики и оказания помощи семьям, воспитывающих детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, соцзащита, ЦСОН «Исток»-«Башлангыч», реабилитационный центр «Алый парус», ГОРОНО, коррекционная школа, Детский дом.

Цель Программы

- Формирование благоприятных условий для социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Активное привлечение детей во внеурочную досуговую деятельность, использую формы и методы работы с книгой.

- Формирование толерантного отношения друг к другу, а также сверстникам к детям инвалидам, и детям с ограниченными возможностями здоровья.

- Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми-инвалидами, детьми ограниченными возможностями здоровья.

- Создание оптимальных условий для детей инвалидов, посещающих библиотеку

 

 

Часть 1. Основные положения

Мероприятия

Программное содержание

Исполнители

Срок исполнения

Информационный культурно-образовательный и социализирующий аспекты деятельности библиотеки:

- Проведение обучающих семинаров для библиотечных работников ЦГДБ

- Разработка форм и методов библиотечного обслуживания в соответствии с категорией детей.

 

 

- Составление планов работ, сценариев.

- Пополнение и корректировка «Банка данных» (списочный состав), представленный городским Управлением соцзащиты, обществом инвалидов, РЦ «Алый парус», коррекционной школой с целью выявления детей-инвалидов, нуждающихся в помощи, а также детей с сохраненным интеллектом, способным к творческому развитию, посещению детской библиотеки, составлению плана работы: ФИО, адрес проживания, возраст, заболевание, какое учреждение посещает, в каких услугах библиотеки нуждается, интересы, увлечения.

- Провести опрос родителей по телефону и в личной беседе с целью знакомства и участия их детей в библиотечной Программе «Надежда»

- Размещение информации в местной печати о мероприятиях, а также о задействованных в работе Программы учреждениях.

-Сбор отзывов участников Программы (детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей) о библиотечно-информационном обслуживании детей

-Осуществлять:

- Обслуживание детей книгой в стационаре библиотеки, в центре реабилитации «Алый парус», коррекционной школе, ЦСОН «Исток» - «Башлангыч»

- Предоставлять перечень литературы и периодики на интересующую тему (выпуск памяток, книжных закладок, рекомендательных списков литературы)

- Осуществлять рекламу библиотеки и оказываемых услуг

- Предоставлять информацию родителям о наличии лечебных заведений и реабилитационных центров на территории РТ, РФ и за рубежом

- Привлекать детей- инвалидов и детей с   ограниченными возможностями здоровья к участию в городских праздниках:

Новогодние елки, Дни инвалидов, международные Дни защиты детей, недели Детской книги, Дни матери, Дни знаний, Дни семейного отдыха и т.д.

Центральная библиотека им. Г. Тукая (методический отдел)

Центральная городская детская библиотека в координации РЦ «Алый парус», коррекционная школа, ЦСОН «Исток»- «Башлангыч»

ЦГДБ

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

Весь период

 

 

 

1 квартал, ежегодно

 

 

 

Весь период

 

 

Ежегодно, январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ежеквартально

 

 

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

4 квартал 2015-2018 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Весь период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. «Здравушка»

Работа с детьми, находящимися на стационарном лечении в Центре реабилитации «Алый парус»

Мероприятие

Программное содержание

Исполнители

Сроки исполнения

1.      Дни Знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Праздник Детской книги

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Оказание помощи в формировании фонда библиотеки при РЦ «Алый парус».

 

4.      Дни семейного отдыха.

 

 

 

 

5.      Организация выставок творчества детей с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Куклотерапия

 

 

 

 

 

 

 

7. Ролевые игры для детей:

- Помочь детям отвлечься от своих проблем;

 

- Ощутить себя равными среди сверстников;

- Привить любовь к книге.

 

-знакомство с героями книг, которые попадают в еще более трудное положение,

-ощущение праздника, жизнерадостное восприятие мира

- Знакомство с библиотекой, как центром информации, досуга и обучения.

 

-Передача книг, журналов в пользование.

 

 

- Преодоление разобщенности детей;

- расширение круга общения;

- Организация досуга.

 

-привлечение к чтению книг по искусству и прикладному творчеству;

-создание атмосферы ободряющей, возвышающей его как личность;

-привитие навыков работы (рисование, лепка и т.д.) поможет детям раскрепоститься, пережить яркие чувства. Дети смогут попробовать свои силы не только в качестве зрителей, но и актеров.

 

Игры способствуют творческому развитию детей, многие игровые моменты основаны на фрагментах книг, сказок и просто на каких-либо жизненных ситуациях.

 

-«Мимический ответ»;

-обмен именами;

-отвечай, не говоря и т.д.

ЦГДБ

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

1 сентября 2015-2018 гг.

 

 

 

Апрель 2015-2018 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

 

Весь период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

 

 

 

Ежемесячно

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3. «Поддержка»

Работа с детьми, обучающимися в коррекционной школе

 

Мероприятие

Программное содержание

Исполнители

Сроки исполнения

1.Привитие навыков пользования библиотекой:

- экскурсия по библиотеке;

- беседа «Из чего же, из чего же сделаны наши книжки»

- библиотечный урок «Экспедиция в страну «Читалию»

- беседа «У неряхи Гришки жили-были книжки»

-пригласительный билет в «Читай-город»

 

2.Трудовое воспитание:

- громкое чтение и беседа по теме труда в произведениях художественной литературы

- ролевые игры «Профессий много на земле»

 

3.Гигиеническое обучение и воспитание

- игра-викторина «Ты и твое тело»

- громкое чтение и беседа «Твое свободное время» (как правильно организовать свой досуг и учебу)

- громкое чтение и беседа «Вредные привычки»

 

 

 

4.Родительский всеобуч.

 

 

 

5.Нравственное воспитание:

  • уроки доброты
  • кукольный театр «Все доброе в сказках»
  • громкое чтение и беседы;
  • «Можно и нельзя»
  • веселые Дни именинника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Гражданско-патриотическое воспитание:

  • цикл громких чтений и бесед по теме: «Эхо дальних боев» (ко Дню Победы в ВОВ)

 

 

 

7.Правовое воспитание:

  • ток-шоу «Светофор спешит на помощь» (по правилам дорожного движения)

 

8.Эстетическое воспитание:

  • час живописи «Книга – кто тебя нарисовал?!»
  • час детского творчества, «Угадай из какой мы сказки?»
  • слайд-игра «Любимые герои наших книг»
  • игры-воображения
  • дружеская встреча с героями Э.Успенского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Экологическое воспитание:

  • литературно-музыкальный час «Времена года»
  • громкие чтения, беседы, эко-лото на основе книг известных писателей В.Бианки, Е.Чарушина и.т.д.
  • конкурсы стихов «Мир природы»
  • для чего библиотека;
  • как обращаться с книгой;
  • из чего сделана книга;
  • кто делает книги;
  • обо всем понемногу;
  • сказки; книги о тебе и для тебя.
  • бережное отношение к книгам;
  • обучение навыкам мелкого ремонта книг;
  • «Книжкина больница»

 

 

 

 

- Уважительное отношение к труду;

 

 

 

 

- знакомство с профессиями;

- встреча с представителем медицинской профессии

- знакомство с основными требованиями личной гигиены

- тренинги;

- физическое воспитание;

- подготовка к урокам.

- о вреде курения, алкоголя, наркотиков, токсикомании.

 

- круг чтения детей, обучающихся во вспомогательной школе;

- родительские собрания;

- выпуск дайджестов, памяток, рекомендательных буклетов.

 

Привитие навыков:

- забота о слабых и младших;

- забота, участие, сопереживание,

дружба, взаимовыручка, бескорыстие, понимание чужого горя;

бережное отношение к животным;

- усвоение элементарных правил этикета.

- ответственность за свои поступки;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение постоять за себя;

- умение считаться с желанием и мнением окружающих.

- знакомство с литературой по теме;

- воспитание чувства благодарности к защитникам Отечества;

- воспитание чувства патриотизма на примере Героев ВОВ-наших земляков;

 

- знакомство с правилами пешехода;

- чтобы избежать несчастного случая,

- привитие навыков:

 

- знакомство с художниками-иллюстраторами;

- умение смотреть и воспринимать иллюстрации;

- побуждение к творчеству нарисовать сказку

- чтение отрывков из книг помогут ребятам войти в образ героя, побудить к домашнему чтению.

- развитие памяти и речи;

- знакомство с художественной литературой;

- побуждение к творчеству.

 

- воспитание любви к природе родного края;

- воспитать доброе отношение ко всему живому;

- знакомство с основными приметами времен года.

- вовлечение в творчество из природного материала.

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ, детский врач-нарколог

 

 

ЦГДБ, родители

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ, военкомат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ.

С привлечением работника ГИБДД

 

 

 

ЦГДБ, ДХШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ, экологи

 

 

 

1 раз в месяц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в год

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в год, май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в квартал.

1 раз в год, ноябрь

 

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

Часть 4. Доверие

Работа с группой детей Детского дома

 

Мероприятие

Программное содержание

Исполнители

Сроки исполнения

1.Праздники в библиотеке

  • День Знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • «Новогодние улыбки» (Новый год)

 

 

 

 

  • Неделя Детской книги

 

 

 

 

2.Часы тихого чтения в библиотеке.

 

 

3.Библиотерапия:

- аудиокниги

- книги-игрушки

- книги-раскладушки

4.Громкое чтение книг

 

 

 

 

5.Сказкотерапия

 

 

 

 

 

6.Литературно-музыкальная гостиная:

-премьеры книг;

-презентации книг;

-обсуждения книг;

-обзоры книг.

  • литературно-музыкальные вечера.
  • звукотерапия:

-музыкально-двигательные импровизации, например движение распускающего цветка под музыку;

-движение под музыку в образе литературного героя.

  • уроки человековедения;

-разговоры тет-а-тет;

-часы удивления;

-ситуативно-ролевые игры.

 

  • Цикл мероприятий «Карандаш природы»
    • знакомство с историей книг и библиотек;
    • умение пользоваться библиотекой;
    • бережное отношение к книге;
    • знакомство с литературой в помощь изучению школьных предметов

 

  • расширение круга знакомств;
  • участие в викторинах, конкурсах;
  • вовлечение в сотворчество с библиотекой;
  • встреча с любимыми героями книг.

 

  • возможность показать знания в области литературы;
  • возможность проявить творческие способности
  • участие в конкурсах.

 

  • самостоятельная работа с книгой;
  • знакомство с новинками литературы.

 

  • Поможет скорректировать эмоциональное состояние детей, наладить контакты с внешним миром;
  • знакомство с литературой, не вошедшей в школьную программу.

 

  • использовать разные способы громкого чтения: чтение по ролям, с элементами театрализации, перевоплощения.

 

  • учить детей свободно высказывать и проецировать свои мысли, чувства, размышлять о жизни, о взаимодействии людей.

 

  • знакомство с музыкой и изобразительным искусством по мотивам литературных произведений
  • воспитание чувства прекрасного с помощью прослушивания звуков природы: шум ветра, журчание и плеск воды, шум дождя и т.д.
  • лечебно-профилактическая роль музыки в лечении детей.
  • воспитание искреннего интереса друг к другу
  • воспитание чувства благодарности, умения принимать критику и исправлять свои ошибки
  • научить экономить время, планировать себя, организовать свою память
  • научиться самостоятельно работать, уметь владеть собой.
  • помочь детям с помощью карандаша познать мир природы, мир животных.

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ

 

ЦГДБ

 

 

 

 

ЦГДБ

 

 

 

 

 

ЦГДБ, ДМШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦГДБ, психолог центральной библиотеки им. Г. Тукая.

 

ЦГДБ

 

Ежегодно ,1 сентября

 

 

 

 

 

 

 

 

Ежегодно декабрь, январь

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

Ежемесячно в выходные и воскресные дни

 

 

Ежемесячно в выходные и воскресные дни

 

 

 

 

 

Ежемесячно

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

Ежемесячно.

 

 

 

 

 

Последний вторник месяца.

 

 

 

 

 

 

Первая среда месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый четверг месяца

 

 

 

 

 

Вторая среда месяца

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Tatarstan.Net - все сайты Татарстана