Тимяшево
A- A A+

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

 График работы Центральной библиотеки им.Г.Тукая: понедельник - пятница с 8:00 до 19:00, суббота - выходной, воскресенье с 10:00 до 17:00.  Убедительная просьба соблюдать масочный режим!                                                                      Уважаемые читатели! В Центральной библиотеке им.Г.Тукая ведет работу психолог. Прием бесплатный! 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж

 

Габдрахим Утыз-Имяни (1754 - 1834) родился в 1754 году в деревне Утыз-Имян Кутушской волости Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне деревня Новое Кадеево Черемшанского района РТ). Учился Габдрахим вначале в родной деревне, позднее – в медресе в селе Каргалы под Оренбургом. В 1788 году он переезжает в Бухару, общается с образованными людьми того времени, углубляет свои знания, преподает в медресе. Позднее поэт живет и преподает в медресе городов: Акча, Туфи, Самарканд, Мазари Шагимардан. В 1796 году он посещает Афганистан, такие древние его культурные центры, как Балх, Герат, Кабул. В 1798 году Габдрахим возвращается к себе на родину – в село Новое Кадеево. Но сельская община отказывает ему в выдаче земли, ссылаясь на то, что отец его «тимяшевский крестьянин». Утыз-Имяни переезжает в Сарабикулово, позже в село Куакбаш, где обучает детей, затем, переезжает на родину отца – в село Тимяшево и до конца жизни живет в этой деревне.

Творческое наследие Утыз Имяни очень большое и многогранное. За 60-летнюю творческую деятельность он создает более 100 трудов. Исследования творческого наследия Утыз Имяни показывают, что он был одним из популярных и плодотворных в своей творческой деятельности татарских поэтов конца XVIII – начала XIX веков. В его рукописном наследии встречаются не только поэтические и прозаические произведения, но и труды по различным отраслям науки: языкознанию, мусульманской философии и праву, медицине, астрономии, торговому делу и другие. Утыз Имяни занимался так же переписыванием произведений крупных поэтов и ученых Востока, составлением комментариев и словарей к ним. Это дает право считать Утыз Имяни многогранным ученым своего времени.

 

Мавзолей на могиле нашего земляка, классика татарской литературы, поэта и общественного деятеля XIX века Утыз Имяни был открыт на кладбище с. Тимяшево 10 июня 1994 года в честь 240 – летия поэта.

Автор проекта – архитектор И. Р. Валеева; скульптор А.М. Шарипов. Строительство велось под руководством директора НПУ госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РТ Р. М. Валеева.

В оформлении участвовали группа дизайна отдела архитектуры города в составе Ф.Сайфуллина, С. Гарифуллина, Т. Гарифуллина и художника Тимяшевской ср. школы Р.А. Еналиева.

Могила поэта включена в каталог – справочник памятников истории и культуры Республики Татарстан.

 

 

 

       Список использованной литературы:

 

      1. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры. Каталог – справочник. – Казань: Эйдос, 1993. - с. 317.

 

2. Открытие мавзолея Г. Утыз Имяни / /Заветы Ильича. - 1994. -17 июня.

 

 

 

Список произведений о его жизни и деятельности имеющихся в фонде Лениногорской ЦБС:

 

Книги на татарском языке:

 

1. Борынгы татар әдәбияты. - Казан: Тат.кит.нәшр., 1963. - 580 б.

 

2. Габдерәхим, Утыз-Имәни әл Болгари / А.Шарипов: шигырьләр, поэмалар. - Казан: Тат.кит.нәшр., 1986. - 397 б.

 

3. Мәрҗәни, Ш. Мөстәфадел – әхбар фи әхвали Казан вә Болгар. - Казан: Тат.кит.нәшр., 1989. - 415 б.

 

4. Госманов, М. Үткәннән – киләчәккә. - Казан: Тат.кит.нәшр., 1990. - 263 б.

 

5. Әдәби мирас: 4-нче китап. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1997. - 188 б.

 

6. Саматов, Г. Милләтебездә ислам дине. - Казан: Иман, 1998. - 180 б.

 

7. Галимуллин, Ф.Т. Әле без туганчы... (1920-1930 еллар әдәби хәрәкәтенә бер караш). - Казан: Тат.кит.нәшр., 2001. - 319 б.

 

 

 

Издания на русском языке:

 

1. Абдуллин, Я.Т. Татарская просветительская мысль /Я.Т. Абдуллин. - Казань: Татар.кн. изд-во, 1976. - 320 с.

 

2. Салихов, Р.Р., Хайрутдинов, Р.Р. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа / Р.Р. Салихов, Р.Р Хайрутдинов. - Казань: Фест, 1994. - 280 с.

 

3. Нигматуллин, Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской культуры / Ю.Г. Нигматуллин. - Казань: Фэн, 1997. - 191 с.

 

4. Очерки истории татарской общественной мысли. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. - 191 с.

 

5. Юзеев, А.Н. Татарская философская мысль конца XVII-XIX вв. / А.Н.Юзеев. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. - 191 с.

 

6. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. - 240 с.

 

7. Габдрахим, Утыз-Имяни аль-Булгари. Избранное / У.И. Габдрахим. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - 320 с.

 

8. Юзеев, А.Н. Философская мысль татарского народа / А. Н. Юзеев . - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - 214 с.

 

9. Юзеев, А.Н. Татарская религиозно – реформаторская мысль (XIX - начало XX вв.) / А.Н.Юзеев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. - 287 с.

 

 

 

Статьи:

 

1. Шәрипов.Ә. Гыйлем – нурдыр... // Казан утлары.-1984.- №11.- Б.109-166.

 

2. Миңнуллин Р. Утыз Имәнине укыганда туган уйлар: шигырь // Тат.яшьләре. - 1989. - 24 июнь

 

3. Мөхәәммәтрәхимова Р. Ике чорны тоташтыручы // Сов. мәктәбе. - 1989. - №11. - Б.18-19. (Два периода соединения).

 

4. Мәхмүтов Х. Максат шулдыр: дөньда сүзем калсын... // Сов.мәктәбе. - 1990. - №3. - Б.35-36.

 

5. Остазыбыз Габдерәхим әл-Болгари мәрсиясе; Утыз Имәни турында мәзәкләр; Риваятьләр // Заман сулышы. - 1993.- 8 июнь.- Б 3. (Наставник Габдерәхим Аль-Булгари; байки о Утыз Имяни; предания).

 

6. Рәхимов Җ. Онытырга хакыбыз юк: Утыз Имәнинең тууына 240 ел // Заман сулышы. - 1994 – 21 апрель. - Б. 3. (Мы с вами не забывали: 240 лет со дня рождения поэта Утыз Имяни).

 

7. Закирова М. Халкымның мәгмури ядкәре // Заман сулышы. - 1994. - 21 июнь. - 2 б.

 

Рейтинг@Mail.ru Tatarstan.Net - все сайты Татарстана