За последние несколько лет влияние стриминга на развитие молодых артистов сильно увеличилось, при этом, на второй план ушло значение радио, которое являлось элементом «успеха» для любого артиста, начиная с 70-х годов.
Такие легендарные артисты, как Лев Лещенко, Алла Пугачёва, Филипп Киркоров начали свой большой путь именно в тот момент, когда их начали ротировать на «Русском Радио» и показывать на федеральных тв-каналах. Многообразные телепроекты, гостевые эфиры и сборные концерты при поддержке крупнейших радиостанций были ключевым элементом продвижения любого певца или певицы. Но время идёт, и технологии активно развиваются, меняются поколения и их вкусы, что накладывает особый отпечаток и на музыкальный рынок.
Если в начале 00-х за радио и тв было последнее слово, то, начиная с 2016 года, основное влияние перешло чартам. Первым о себе заявил Вконтакте, затем появился Apple Music, развилась экосистема Яндекса и пришел такой мировой гигант, как Spotify.
Мы пообщались с певицей Ольгой Шультайс, которая в этом году оканчивает магистратуру по специальности «Эстрадно-Джазовый вокал» и пишет диссертацию на тему «Влияние музыки на молодёжь в Германии на примере XX века», чтобы узнать её мнение о том, что сейчас происходит с музыкальным рынком и какие у него дальнейшие перспективы.
Ольга Шультайс — российская эстрадная певица и композитор, ранее известная как — V’ОLGA. Первую известность приобрела после исполнения песни «Милле Милья», которая стала главным саундтреком фильма Mille Miglia. В 2020 году Ольга выиграла конкурс «Ру ТВ» с клипом «Остывший чай», а сингл «Алло» вошёл в топ русского Itunes и стал хитом, одержав победу в премии телеканала «Муз-ТВ».
— Ольга, как вы считаете: сохраняется ли эта тенденция по сей день? — Я бы не стала утверждать, что радио ушло в забытье. Да, стриминги стали всё больше и больше набирать вес, причем, на мой взгляд, даже раньше — в 2013 году. Но радио по сей день сильно влияет на карьеру артиста, особенно сейчас, когда с локального музыкального рынка ушли некоторые площадки.
С момента ухода крупных игроков рынка в лице Spotify и Apple Music, которые непосредственно влияли на развитие карьеры артиста не только за счет чартов, но и плейлистов с баннерами, рынок «затих» в ожидании последующих шагов от музыкальной индустрии. Почти 1.5 месяца тишины, и в итоге с апреля он вновь начал «оживать» и набирать обороты за счёт радиостанций. Что характерно, согласно исследованию Mediascope, 87% жителей Москвы старше 12 лет продолжают слушать радио столько же времени, как и раньше, либо больше. Значит ли это, что артисты вновь должны фокусироваться на радио и стремиться туда попасть всеми правда и неправдами?
— Как на вас отразились эти изменения? Считаете ли вы «вторую жизнь» радио — нашим новым ключевым фактором в развитии карьеры артиста? — Наверное, эти изменения отразились на мне так же, как и на всех артистах — стало сложнее. Надеюсь, что появятся и новые отечественные площадки для взаимодействия с аудиторией. Я сама слушаю часто радио, особенно когда езжу за рулем, поэтому уверена, что у него будет долгая жизнь ещё много лет.
Несмотря на все происходящие события, нельзя забывать главное — для артиста его основной заработок — это концерты и стриминг. Отчисления из РАО не были довольно внушительными, учитывая даже безумную популярность таких треков, как SuperStar от Loboda или «Это всё она» от Сергея Лазарева.
— Можно ли назвать перспективы развития артиста в новых реалиях «более лёгкими», чем раньше? Или же наоборот — всё усложнится в несколько раз?— Я бы не стала утверждать по поводу лёгких или сложных перспектив развития артиста, так как, мне кажется, это зависит от многих факторов: что было в прошлом, что есть сейчас, что артист может, куда и когда он попадает и так далее. Говорят, нужно быть в определённом месте в определённое время с конкретными людьми для того, чтобы случилась синергетика. Так просходит и сейчас, и, скорее всего, будет в будущем — кому-то проще, а кому-то сложнее. И я к этому отношусь скорее с позиции метафизики, поэтому здесь сложно судить про перспективы развития.